pitsunova (pitsunova) wrote,
pitsunova
pitsunova

Category:

Филькина грамота РосРАО

Анализ представленных РосРАО документов по ПТК «Горный»

В конце января 2019 г. РосРАО представил во всех 4-х регионах предполагаемого размещения ПТК («заводов смерти») для ознакомления общественности и сбора предложений и замечаний два документа: «Техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду объекта «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Горный» (далее – ПТК «Горный») и «Обосновывающая документация» по данному объекту.

Оба документа не удовлетворяют нормативным требованиям к «обосновывающей документации» и «техническому заданию», в том числе Приказу Госкомэкологии №372, ПП РФ №87 и Закону «Об Экологической экспертизе».

«Техническое задание на проведение ОВОС» (далее – ТЗ) не является техзаданием на проведение ОВОС именно для какого-то конкретного ПТК, или иного объекта. Ничто в нем, кроме названия, не указывает на характер объекта, его особенности, а также особенности места предполагаемого размещения объекта. Из этого документа совершенно не ясно, что это будет за объект, чем он будет заниматься (опасными отходами или, например, разливом родниковой воды) и есть ли для этого необходимые условия.

Представленный документ имеет формальный характер. Это просто калька формы с «Типового содержания материалов ОВОС…» (прил. к Положению «Об ОВОС», утвержденному Приказом Госкомэкологии №372 от 16.05 2000 г.). Причем, эта форма не наполнена содержанием. НИКАКИМ. Это называется пустографкой (бланком).

Между тем, согласно п.3.1 «Положения об ОВОС» ДО составления ТЗ заказчик должен провести предварительную экологическую оценку, в ходе которой собирается и документируется информация о:

- о намечаемой деятельности, включая сроки осуществления, предполагаемое место размещения, цель ее реализации; возможные альтернативы, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия;

- о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;

- о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребностях в земельных ресурсах, образуемых отходах, нагрузках на транспортную и иные инфраструктуры, источниках выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

На основе этой базовой информации составляется Техническое задание на проведение ОВОС. Соответственно, для того, чтобы все заинтересованные стороны, в том числе население и общественность, могли внести свои предложения, эта информация должна быть для них также доступна. В сложившейся практике, в том числе в практике ГК «Росатом», она размещается в общей части ТЗ ( разделы «краткая информация об объекте», «основные исходные данные», «краткое описание проекта» и т.п.)

Нам неизвестно, проводилась ли заказчиком (РосРАО) предварительная экологическая оценка, но требуемая информация в представленном проекте ТЗ на проведение ОВОС ПТК отсутствует. Т.е. там нет вообще НИКАКОЙ информации, на основе которой можно сформулировать техническое задание, и тем более предложения и замечания к нему. Потому в нем и нет никакой конкретики. Этот не техническое задание. Это филькина грамота.

Жителям и заинтересованной общественности по сути предлагается написать техзадание полностью самим. Не имея базовой информации. Мы считаем, что это намеренный ход РосРАО в надежде, что мы не станем или сможем это сделать, дав им в руки аргумент типа «мы же вас спрашивали…».

«Обосновывающая документация».

Документ под таким названием в российских нормативных документах отсутствует. Это общий термин для обозначения целого ряда документов. В соответствии с действующим НПА обосновывающая документация может быть 4 типов: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).

Какую именно обосновывающую документацию представляет заказчик, должно быть отражено в Техническом задании. Принимая во внимание, что ОВОС проводится на предпроектной стадии, то в нашем случае обосновывающей документацией должно быть «Технико-экономическое обоснование» (ТЭО). Оценка воздействия на окружающую среду планируется (разрабатывается ТЗ) и проводится ТОЛЬКО при наличии базовой информации, которая аккумулируется в ТЭО.

Однако РосРАО не озадачился разработкой ТЭО для объекта по уничтожению особо опасных отходов в Горном. Хотя времени у него было предостаточно. И, похоже, не собирается это делать. А потому вынужден стыдливо прикрываться общим названием. Вместо ТЭО представлена бумажка под названием «Обосновывающая документация», представляющая собой краткое изложение того, что уже было в «Технических решениях», которые нам предъявлялись в октябре 2019 г. Не расширенное, с рассмотрением возможных альтернатив, с учетом социально-демографических и экологических факторов, а сокращенное. И это все.

Нам до сих пор не предоставлена информация обо всех предполагаемых к использованию на объекте в Горном технологиях для всех 344 видов опасных отходов, например, для отходов, содержащих кадмий. Потому что они ЕЩЕ не знают, какую именно технологию они будут использовать. А между тем, эти отходы в перечне есть. И для Горного проблема особенно актуальна в связи огромными залежами кадмийсодержащих отходов, скопившихся на промплощадке ЗАИТ.

Не представлено общественности, да и власти тоже, техническое решение по уничтожению нефтешламов, содержащих радионуклиды в количестве, не позволяющем их отнести к РАО. Не представлены, потому что пока не существуют. Но РосРАО не собирается дожидаться их появления. Они предлагают их просто сжигать. Причем даже не методом высокотемпературного сжигания, а на технологической линии №4.

Нет информации о том, откуда будут привозиться отходы, даже на уровне распределения регионов между 4 ПТК, а также о том, куда будут вывозиться отходы утилизации (те же шлаки, содержащие тяжелые металлы и диоксины, которыми они собираются обильно окучивать полигоны ТКО, ) и куда будет поставляться полученное сырье. Как можно экономически обосновать проект, если неизвестны даже транспортные схемы?

Отсутствует информации о компонентном составе всех планируемых к уничтожению на ПТК отходов, а без этого невозможно определить полный состав загрязнителей, которые могут образоваться при их обезвреживании, а значит, невозможно разработать меры по предотвращению или снижению их эмиссии в окружающую среду.

РосРАО опять умалчивает об имеющихся сегодня альтернативных сжиганию технологиях обезвреживания особо опасных хлорорганических отходов, предотвращающих или значительно снижающих выброс диоксинов.

Не обоснован выбор технических решений и поставщиков оборудования, особенно это касается технологий высокотемпературного обезвреживания (отсутствует перечень этих решений, поставщиков, не говоря уж о сравнительном анализе).

И это лишь некоторые примеры информации, отсутствующей в обоих документах.

Мы вынуждены констатировать, что представленные РосРАО документы ничтожны. Они не удовлетворяют требованиям к «обосновывающей документации» и «техническому заданию», в том числе Приказу Госкомэкологии №372 и ПП РФ №87.

В связи с вышеизложенным наше основное предложение – привести оба документа в соответствие с нормативными требованиями, наполнить их содержанием. И представить заново для ознакомления заинтересованной общественности «Технико-экономическое обоснование» (ТЭО) и «Техническое задание на проведение ОВОС» (ТЗ), разработанное с учетом ТЭО и анализа состояния окружающей среды.

Если ФГУП "РосРАО" не хватило времени для разработки ТЭО и проведения предварительной экологической оценки (ПЭО), мы ему это время предоставляем. Потому что без базовой информации невозможно разработать «Техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду». Это что-то из ненаучной фантастики: оценить воздействие неизвестно чего на неизвестно что.

Нас беспокоит тот факт, что «РосРАО», не имея ТЭО, еще не приступив к оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, уже объявил тендер на разработку проектной документации. Это свидетельствует о формальном отношении ФГУП «РосРАО» к требованиям природоохранного и градостроительного законодательства, в том числе об обязательности проведения ОВОС и согласования с общественностью на предпроектной стадии. О нежелательности для РосРАО диалога с общественностью говорит и тот факт, что заказчик не планирует общественные слушания по материалам оценки воздействия «завода смерти» в Горном на окружающую среду.

Ниже представлены наши Замечания и Предложения по «Техническому заданию на проведение оценки воздействия на окружающую среду ПТК "Горный».

Предложения в ТЗ по проведению ОВОС ПТК.doc
Замечания по Составу и Содержанию ОВОС.doc


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments